Наступает волшебная предновогодняя пора. Хочется окунуться в сказку. Вспоминается детство, новогодние утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой, девочки и мальчики в костюмах снежинок и зайчиков... Совсем недавно прочитала статью кандидата исторических наук Ольги Чагадаевой "Снегурочка". Узнала много интересных фактов об этой снежной особе и спешу поделиться с вами.
"Снегурочка" В.М. Васнецов 1899г. |
Многочисленные сказки о снежной девушке, издавна бытовавшие в народе, имеют очень мало общего с
современной новогодней Снегурочкой. В русском фольклоре она – ожившая снежная
баба, которую слепили старик со старухой. В конце XIX века этот сюжет переложил на свой
лад А.Н. Островский: у него дочь Мороза и весны уходит жить к людям, влюбляется
и тает от любви. Над постановкой
«весенней сказки» работали П.И.
Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков, пьеса пользовалась бешеной популярностью у
современников.
А знакомая нам с детства Снегурочка-красавица, с косой до пояса,
в шубке с морозными узорами, с богато отороченными мехом воротником, манжетами
и шапкой - детище великих художников
В.М. Васнецова и М.А. Врубеля: оба работали над эскизами к одноименной опере
Римского-Корсакова.
Балерина Галина Кириллова |
[...] на встречу Нового 1937 года Дед Мороз пришел ко всем ребятам. И кое-где – в сопровождении юной помощницы.
Громогласного
седобородого старика с палкой многие дошкольники откровенно побаивались.
Поэтому, обобщив первый «елочный» опыт,
советские педагоги и деятели культуры разработали единый канон
праздника, сделав Снегурочку непременной помощницей Деда Мороза.
Репертуарный сборник
1938 года, на который отныне должны были ориентироваться устроители новогодних
торжеств, так определял сущность и роль Снегурочки:
«Задорная девочка,
ровесница зрителей... проказница. Она не стоит на месте, придумывая различные
затеи. Она посредница между зрителями и Дедом Морозом, она первый помощник и
участник всех мероприятий, организуемых зверями».
В 1930-е годы образ
Васнецова и Врубеля был упрощен и облегчен, так как предполагалось, что
Снегурочка – совсем юное создание: «Делая костюм Снегурочки, не берите в
образец оперную Снегурочку. Она в непосредственном общении со зрителем будет
тяжела и непонятна». Вот как было предписано выглядеть довоенной Снегурочке:
«Белая или
светло-голубая шубка-платье, опушенное белой фланелью. Шапочка из того же
материала. На ногах светлые валенки или сапожки, сшитые из ткани и надетые на
обычную обувь. Узоры на шубке и шапочке наносят от руки или через трафарет
голубой, розовой , светло-желтой красками и серебряным блеском. Косы делаются
изо льна, пеньки или раскрученных шелковых шнуров светло-желтого цвета и
пришиваются к шапочке».
Но после войны от
канона отошли, костюмы стали разнообразнее, вернулся оперный вариант – в
длинной шубе. А первые игрушечные снегурочки из папье-маше словно сошли с
полотна Васнецова.
Снегурочка сразу
завоевала детские сердца. При ней самые застенчивые малыши втягивались в игру и
набирались храбрости прочитать стихотворение. Не удивительно, что очень скоро
сценарии новогодних праздников стали составлять «под Снегурочку». Деду Морозу
оставалось лишь зажигать огоньки под возгласы «Елочка, зажгись!» и раздавать
подарки.
«Сне-гу-роч-ка!
Сне-гу-роч-ка!» - скандировали в первую декаду января тысячи детей по всему
Союзу. Кто скрывался за роскошной голубой шубкой? На Кремлевской елке
отличников учебы развлекали ведущие советские актрисы. На школьных елках –
лучшие ученицы. На ведомственных чаще всего подрабатывали студенты театральных
вузов и молодые актеры. Платили хорошо. К примеру, в 1940 году в ленинградском
ДК Промкооперации Снегурочка получала 40 руб. за выход. Недаром в артистической
среде появилась присказка: «кормят ноги волка, а актера - елки».
Традиционной интригой
новогодних представлений было внезапное исчезновение Снегурочки. Детей активно
привлекали к поискам, и ко всеобщему удовольствию внучка Деда Мороза и праздник
были неизменно спасены.
[...] А на излете
советской эпохи Снегурочка и Дед Мороз «пошли в народ». Среди сотен видов
услуг, которые предлагали населению службы быта, появился сезонный сервис –
вызов новогоднего дуэта на дом. Кинематографисты отреагировали мелодрамой
«Снегурочку вызывали?» (премьера 331 декабря 1985 года) с Ириной Алферовой и
Владимиром Меньшовым в главных ролях. По сюжету молодая актриса «снегурит» в
службе быта и внезапно остается без напарника. Роль Деда Мороза приходится
исполнять водителю...
Источник: журнал
«Родина» 2019 год №12 Автор: Ольга Чагадаева, кандидат исторических наук.
Будет здорово, если вы поделитесь в комментариях своими воспоминаниями о праздновании Нового года, ваших ощущениях этого праздника.
Здравствуйте, Ольга!
ОтветитьУдалитьСколько я помню своих "детский Новых годов", мне всегда хотелось быть Снегурочкой.
Но меня не назначали.
Хотя я репетировала с девчонками роль, подсказывала, как лучше сделать то или другое, придумывала конкурсы, викторины, изготавливала атрибутику и даже помогала гримировать... Снегурочку.
Это сейчас я понимаю, что Снегурочками были дочки высокопоставленных людей, назначенные "свыше". А тогда было обидно.
Ирина, можно наверстать упущенное в этот Новый год))) А я в детстве очень хотела быть белкой)) Но была Снежинкой, Красной Шапочкой, кем-то еще, но не БЕЛКОЙ.
Удалить