суббота, 15 сентября 2018 г.

Маяк инженера Миура Синобу



Сейчас на Сахалине порядка 70 маяков и около 40 маяков на Курилах. К сожалению, почти все эти уникальные строения находятся в плачевном состоянии. Один из них - маяк Анива. Немного истории...
Маяк Анива был установлен в период губернаторства Карафуто в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива (Нака-Сиретоко-мисаки). Этот район изобилует течениями,  частыми  туманами,   подводными  каменистыми  банками.   В XIX веке у японских рыбаков существовала легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем. 
Когда в 1857 году японский предприниматель Мацукава Бэнносуке поручил своему подчиненному Кобаяси Мироноске лов сельди в заливе Мордвинова, тот, поверив легенде, начал строительство канала, соединяющего Охотское море с заливом Анива через озера Тунайча и Чибисанское. От северного края озера Чибисанское была прорублена просека до озера Тунайча и начато рытье канала. Однако после успешной проводки каравана судов мимо мыса Нака-Сиретоко строительство было прекращено. Успели провести только 1,5 км канала при ширине 3 и глубине  1,5 метра.


В 1896 году транспорт «Якут» и пароход «Хабаровск» обнаружили юго-западнее и юго-восточнее мыса каменные банки с опасно малыми глубинами. Однако их точное расположение было неизвестно, так как астрономическое определение нахождения мыса отсутствовало. Координаты мыса Анива, определенные И.Ф.Крузенштерном в 1805 году, давали ошибку в долготе до 10 миль". Вместе с тем район мыса был весьма оживленным морским перекрестком. В конце ХIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих а Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося недалеко от мыса Аниса летом 1898 года, в печати стали появляться предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому. 


Только исключительно тяжелый характер береговой линии   в   этом   районе долго  не позволял осветить  его. Сложность   строительства   заключалась   в  том,   что   все   необходимые   материалы  было  необходимо доставлять сюда  кораблем  в  условиях всегда  неспокойного здесь   моря.   С   этой   задачей   блестяще   справился   экипаж   «Рошу-мару»,   единственного   корабля,   занимавшегося   обслуживанием   маяков   империи   и   обеспечением   строительства   маяков.   Это был    бывший    пароход    общества Китайско-Восточной       железной дороги     «Аргунь»,     захваченный японцами   в   корейских   водах  25 января    1904   года    и   тогда   же переданный    маячному   департаменту Японии.  Прослужив почти сорок   лет,    пароход   30   октября 1942  года был  потоплен  артиллерийским огнем    американской подводной лодки   «Драм»   южнее острова Хонсю.


Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Построенный   маяк   представляет собой    круглую    бетонную башню с небольшой боковой     «Тококай», Токио пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. 

На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы.  На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился с движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.
  
Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После   окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью.
В настоящее время маяк работает от солнечных батарей.

Материал о маяке составлен по книге Игоря Самарина "Маяки Сахалина и Курильских островов" (советую прочитать) 


Маяки-призраки и маяки с мистическим ореолом всегда притягивали пристальное внимание людей. Но глядя на атомный маяк на мысе Анива становится грустно и печально. Тысячи спасенных жизней, труд строителей и самоотверженных смотрителей, да и просто невообразимая красота пейзажа Сахалинского побережья могли бы найти более достойное применение, чем стать экстремальным объектом любителей урбанизма, заброшек и других разрушенных строений. Сегодня это место принадлежит лишь тысячам птиц, и людей тут практически никогда не встретишь...

автор фото Андрей Сучков
Если вас заинтересовал материал о маяке Анива и вам интересно узнать об остальных маяках Сахалина, пишите в комментариях к посту.


Фотоматериалы из сети Интернет.

1 комментарий: