Сейчас на Сахалине порядка 70 маяков и около 40 маяков на Курилах. К сожалению, почти все эти уникальные строения находятся в плачевном состоянии. Один из них - маяк Анива. Немного истории...
Маяк Анива был установлен
в период губернаторства Карафуто в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле
труднодоступного скалистого мыса Анива (Нака-Сиретоко-мисаки). Этот район
изобилует течениями, частыми туманами,
подводными каменистыми банками.
В XIX веке у японских рыбаков существовала легенда о том, что невозможно
обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем.
Когда в 1857 году японский предприниматель Мацукава Бэнносуке поручил своему подчиненному Кобаяси Мироноске лов сельди в заливе Мордвинова, тот, поверив легенде, начал строительство канала, соединяющего Охотское море с заливом Анива через озера Тунайча и Чибисанское. От северного края озера Чибисанское была прорублена просека до озера Тунайча и начато рытье канала. Однако после успешной проводки каравана судов мимо мыса Нака-Сиретоко строительство было прекращено. Успели провести только 1,5 км канала при ширине 3 и глубине 1,5 метра.
Когда в 1857 году японский предприниматель Мацукава Бэнносуке поручил своему подчиненному Кобаяси Мироноске лов сельди в заливе Мордвинова, тот, поверив легенде, начал строительство канала, соединяющего Охотское море с заливом Анива через озера Тунайча и Чибисанское. От северного края озера Чибисанское была прорублена просека до озера Тунайча и начато рытье канала. Однако после успешной проводки каравана судов мимо мыса Нака-Сиретоко строительство было прекращено. Успели провести только 1,5 км канала при ширине 3 и глубине 1,5 метра.
В 1896 году транспорт
«Якут» и пароход «Хабаровск» обнаружили юго-западнее и юго-восточнее мыса
каменные банки с опасно малыми глубинами. Однако их точное расположение было
неизвестно, так как астрономическое определение нахождения мыса отсутствовало.
Координаты мыса Анива, определенные И.Ф.Крузенштерном в 1805 году, давали
ошибку в долготе до 10 миль". Вместе с тем район мыса был весьма
оживленным морским перекрестком. В конце ХIX века в течение навигации мимо него
проплывало не менее 25 кораблей, идущих а Петропавловск-Камчатский или на
остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося
недалеко от мыса Аниса летом 1898 года, в печати стали появляться предложения о
строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому.
Только
исключительно тяжелый характер береговой линии
в этом районе долго
не позволял осветить его.
Сложность строительства заключалась
в том, что
все необходимые материалы
было необходимо доставлять
сюда кораблем в
условиях всегда неспокойного
здесь моря. С
этой задачей блестяще
справился экипаж «Рошу-мару», единственного корабля,
занимавшегося обслуживанием маяков
империи и обеспечением строительства маяков.
Это был бывший пароход
общества Китайско-Восточной
железной дороги «Аргунь», захваченный японцами в
корейских водах 25 января
1904 года и
тогда же переданный маячному
департаменту Японии. Прослужив
почти сорок лет, пароход
30 октября 1942
года был потоплен артиллерийским огнем американской подводной лодки «Драм»
южнее острова Хонсю.
Автором проекта маяка
Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа
в Канагава. Построенный маяк представляет собой круглую
бетонную башню с небольшой боковой
«Тококай», Токио пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни
31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей.
На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился с движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.
На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился с движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.
Штат служащих на маяке
состоял из четырех человек. После
окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали
японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава
Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий
из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад,
радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно,
так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных
служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг
отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью.
В настоящее время маяк
работает от солнечных батарей.
Материал о маяке
составлен по книге Игоря Самарина "Маяки Сахалина и Курильских островов" (советую прочитать)
Маяки-призраки и маяки с
мистическим ореолом всегда притягивали пристальное внимание людей. Но глядя на
атомный маяк на мысе Анива становится грустно и печально. Тысячи спасенных
жизней, труд строителей и самоотверженных смотрителей, да и просто
невообразимая красота пейзажа Сахалинского побережья могли бы найти более
достойное применение, чем стать экстремальным объектом любителей урбанизма,
заброшек и других разрушенных строений. Сегодня это место принадлежит лишь
тысячам птиц, и людей тут практически никогда не встретишь...
автор фото Андрей Сучков |
Если вас заинтересовал материал о маяке Анива и вам интересно узнать об остальных маяках Сахалина, пишите в комментариях к посту.
В настоящее время маяк не работает.
ОтветитьУдалитьЛет 15 уже.