вторник, 17 декабря 2019 г.

Такая разная Снегурочка



Наступает волшебная предновогодняя пора. Хочется окунуться в сказку. Вспоминается детство, новогодние утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой, девочки и мальчики в костюмах снежинок и зайчиков... Совсем недавно прочитала статью  кандидата исторических наук Ольги Чагадаевой "Снегурочка". Узнала много интересных фактов об этой снежной особе и спешу поделиться с вами.

"Снегурочка" В.М. Васнецов 1899г.
Многочисленные сказки  о снежной девушке, издавна бытовавшие  в народе, имеют очень мало общего с современной новогодней Снегурочкой. В русском фольклоре она – ожившая снежная баба, которую слепили старик со старухой. В конце XIX века этот сюжет переложил на свой лад А.Н. Островский: у него дочь Мороза и весны уходит жить к людям, влюбляется и тает от любви. Над постановкой  «весенней сказки» работали  П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков, пьеса пользовалась бешеной популярностью у современников. 

А знакомая нам с детства Снегурочка-красавица, с косой до пояса, в шубке с морозными узорами, с богато отороченными мехом воротником, манжетами и шапкой -  детище великих художников В.М. Васнецова и М.А. Врубеля: оба работали над эскизами к одноименной опере Римского-Корсакова.
Балерина Галина Кириллова

[...] на встречу Нового 1937 года Дед Мороз пришел ко всем ребятам. И кое-где – в сопровождении юной помощницы.
Громогласного седобородого старика с палкой многие дошкольники откровенно побаивались. Поэтому, обобщив первый «елочный» опыт,  советские педагоги и деятели культуры разработали единый канон праздника, сделав Снегурочку непременной помощницей Деда Мороза.

Репертуарный сборник 1938 года, на который отныне должны были ориентироваться устроители новогодних торжеств, так определял сущность и роль Снегурочки:
«Задорная девочка, ровесница зрителей... проказница. Она не стоит на месте, придумывая различные затеи. Она посредница между зрителями и Дедом Морозом, она первый помощник и участник всех мероприятий, организуемых зверями».


В 1930-е годы образ Васнецова и Врубеля был упрощен и облегчен, так как предполагалось, что Снегурочка – совсем юное создание: «Делая костюм Снегурочки, не берите в образец оперную Снегурочку. Она в непосредственном общении со зрителем будет тяжела и непонятна». Вот как было предписано выглядеть довоенной Снегурочке:
«Белая или светло-голубая шубка-платье, опушенное белой фланелью. Шапочка из того же материала. На ногах светлые валенки или сапожки, сшитые из ткани и надетые на обычную обувь. Узоры на шубке и шапочке наносят от руки или через трафарет голубой, розовой , светло-желтой красками и серебряным блеском. Косы делаются изо льна, пеньки или раскрученных шелковых шнуров светло-желтого цвета и пришиваются к шапочке».

Но после войны от канона отошли, костюмы стали разнообразнее, вернулся оперный вариант – в длинной шубе. А первые игрушечные снегурочки из папье-маше словно сошли с полотна Васнецова.

Снегурочка сразу завоевала детские сердца. При ней самые застенчивые малыши втягивались в игру и набирались храбрости прочитать стихотворение. Не удивительно, что очень скоро сценарии новогодних праздников стали составлять «под Снегурочку». Деду Морозу оставалось лишь зажигать огоньки под возгласы «Елочка, зажгись!» и раздавать подарки.
«Сне-гу-роч-ка! Сне-гу-роч-ка!» - скандировали в первую декаду января тысячи детей по всему Союзу. Кто скрывался за роскошной голубой шубкой? На Кремлевской елке отличников учебы развлекали ведущие советские актрисы. На школьных елках – лучшие ученицы. На ведомственных чаще всего подрабатывали студенты театральных вузов и молодые актеры. Платили хорошо. К примеру, в 1940 году в ленинградском ДК Промкооперации Снегурочка получала 40 руб. за выход. Недаром в артистической среде появилась присказка: «кормят ноги волка, а актера - елки».

Традиционной интригой новогодних представлений было внезапное исчезновение Снегурочки. Детей активно привлекали к поискам, и ко всеобщему удовольствию внучка Деда Мороза и праздник были неизменно спасены.

[...] А на излете советской эпохи Снегурочка и Дед Мороз «пошли в народ». Среди сотен видов услуг, которые предлагали населению службы быта, появился сезонный сервис – вызов новогоднего дуэта на дом. Кинематографисты отреагировали мелодрамой «Снегурочку вызывали?» (премьера 331 декабря 1985 года) с Ириной Алферовой и Владимиром Меньшовым в главных ролях. По сюжету молодая актриса «снегурит» в службе быта и внезапно остается без напарника. Роль Деда Мороза приходится исполнять водителю...



Источник: журнал «Родина» 2019 год №12 Автор: Ольга Чагадаева, кандидат исторических наук.

Будет здорово, если вы поделитесь в комментариях своими воспоминаниями о праздновании Нового года, ваших ощущениях этого праздника.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга!
    Сколько я помню своих "детский Новых годов", мне всегда хотелось быть Снегурочкой.
    Но меня не назначали.
    Хотя я репетировала с девчонками роль, подсказывала, как лучше сделать то или другое, придумывала конкурсы, викторины, изготавливала атрибутику и даже помогала гримировать... Снегурочку.
    Это сейчас я понимаю, что Снегурочками были дочки высокопоставленных людей, назначенные "свыше". А тогда было обидно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, можно наверстать упущенное в этот Новый год))) А я в детстве очень хотела быть белкой)) Но была Снежинкой, Красной Шапочкой, кем-то еще, но не БЕЛКОЙ.

      Удалить